Вопросы совершенствования ГЭЭ и ОВОС

Проектная документация - объект ГЭЭ, то есть, государственной экологической экспертизы. При проектировании экологическая оценка, направленная на проверку возможность строить и в дальнейшем эксплуатировать различные объекты – это, по сути, уже «запоздалая» мера, учитывая тот факт, что планирование территории уже сделано, предоставлен участок под строительство, приняты соответствующие выводы о капитальных вложениях.

Поскольку ГЭЭ реализуют после того, как уже подобрано место нахождения объекта, другие альтернативные варианты в рамках ОВОС (оценки влияния на окружающую среду) рассматривают исключительно формальным образом. Практически, ОВОС нужна не для подбора конкретного решения, а для обоснования того варианта, который был выбран ранее.

Обратите внимание: перед разработкой проекта не осуществляют надлежащую экологическую оценку. Поэтому нельзя принять окончательное решение о том, возможно или нет строительство, учитывая законодательные требования.

Соответственно, осуществление экологической экспертизы еще во время проектирования не позволяет оценить соответствие действующим нормам локации объекта строительства, учитывая вариативность его расположения, необходимость минимизировать неблагоприятные последствия исполнения деятельности.

ГЭЭ переносят на предпроектный этап, определяя объект экспертизы ОВОС. В то же время решаются задачи, направленные на то, чтобы совершенствовать задания ОВОС и ГЭЭ. Все это усиливает их значение в принятии важных решений об осуществлении деятельности, упрощает и упорядочивает определенные процедуры. Речь идет об:

  • возможности обсуждений среди представителей общественности на уровне субъектов Российской Федерации. Такие действия упрощают подобные действия для крупных объектов и для соответствующей деятельности на море;
  • утверждении Правительством Российской Федерации Положения ОВОС, определенных требований к подготовке материалов и различных методических рекомендаций (те, которые касаются вопросов обсуждений общественностью). Все это поможет уточнить и дифференцировать подобные требования, учитывая характер той или иной деятельности, упростить подобные процедуры;
  • установлении всевозможных экологических ограничений и различных условий дальнейшей деятельности, еще до оформления проектной документации,. Подобные действия исключают финансовые затраты, необходимые на подготовку, при негативном заключении ГЭЭ;
  • исключении надобности осуществления повторной ГЭЭ при изменениях документации проекта во время градостроительной экспертизы;
  • уточнении списка объектов ГЭЭ, прежде всего, принимается во внимание законодательство, исключаются определенные объекты. Все это позволяет устранить имеющиеся неопределенности;
  • минимизации требований об установлении точных сроков действия положительного заключения ГЭЭ. Это исключает неоднозначность в практике правоприменения.