21.06.2021

Новые правила исчисления платы НВОС

Все статьи

Применение повышающих коэффициентов при использовании порядка исчисления платы за нвос имеет свои сложности. Это в основном связано с частой сменой нормативных документов.

Особенное непонимание касается применения повышающего коэффициента 25 при расчете платы на объектах II категории. Это всегда было наказанием в случае работы без разрешительной документации, либо когда в процессе работы получается значительное превышение установленных нормативных значений.

Но некоторые положения правил исчисления платы за НВОС дают повод для их неправильного применения.

Пункт 21 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 03.03.2017 № 255 предписывает использовать коэффициент 25 лицам, осуществляющим деятельность на объектах II категории; с другой стороны, содержит отсылку к пункту 12(1) Правил, в котором поименованы такие лицам, которым необходимо применять данное требование.

ЧТО ЖЕ В ПУНКТЕ 12(1) ПРАВИЛ?

Пункт 12(1) Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 г. № 255:

юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, получившие до 1 января 2019 г. разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду при исчислении платы в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, в пределах установленных лимитов на размещение отходов используют формулы, указанные в пунктах 17, 18 и 18(1) данных Правил.

Такие лица при осуществлении выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы загрязняющих веществ, лимитов на сбросы загрязняющих веществ при исчислении платы используют формулу, указанную в пункте 19 данных Правил.

При превышении установленных нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, лимитов на выбросы загрязняющих веществ и лимитов на сбросы загрязняющих веществ (включая аварийные выбросы и сбросы), лимитов на размещение отходов такие лица при исчислении платы используют формулы, указанные в пунктах 18(2), 20 и 21 данных Правил.

Позиция, о которой мы говорили выше, вероятно, основана на ошибке, которая сводится к следующим доводам:

  • в пункте 21 указано на необходимость применения коэффициента 25 при исчислении платы за НВО определенными (указанными в пункте 12(1) Правил) лицами, осуществляющими деятельность на объектах II категории;
  • в пункте 12(1) указаны, в том числе, лица, осуществляющие деятельность на объектах II категории, получившие до 01.01.2019 г.:
  • разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух,
  • лимиты на выбросы загрязняющих веществ,
  • разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду,
  • лимиты на сбросы загрязняющих веществ,
  • нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Отсюда неправильный вывод: лица, осуществляющие деятельность на объектах II категории, получившие до 01.01.2019 г. "классические" разрешения, обязаны при исчислении платы за НВОС применять формулу с повышающим коэффициентом 25.

Ещё раз подчеркнем: это логическая ошибка. Дело в том, что:

  • во-первых, правила русского языка предлагают читать текст сверху вниз, а не снизу вверх, поэтому сначала в Правилах, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 г. № 255, описываются алгоритмы выбора формул исчисления платы за НВОС, а лишь потом – сами применимые формулы;
  • во-вторых, в пункте 12(1) Правил содержатся прямые указания на то, какие формулы, в каких ситуациях должны использовать лица, осуществляющие деятельность на объектах II категории, получившие до 01.01.2019 г. "классические" разрешения;
  • в-третьих, формула, указанная в п. 21 Правил, содержит описание порядка исчисления платы за НВОС в случае "сверхнормативного" воздействия на ОС и не применима к случаям оказания воздействия в соответствии с условиями разрешительной документации (что бы это ни значило).

КАК НА САМОМ ДЕЛЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ КОЭФФИЦИЕНТ 25

Коэффициент 25 применим при исчислении платы за НВОС в отношении объектов II категории лишь к такому воздействию, которое оказано с превышением установленных "классическими" разрешениями нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, лимитов на выбросы загрязняющих веществ и лимитов на сбросы загрязняющих веществ.

Дополнительную ясность в вопрос вносит форма декларация о плате за НВОС (утв. Приказом Минприроды России от 10.12.2020 г. № 1043).

На примере раздела 1 "Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками" и пункта 4.12 указаний к заполнению декларации ясно читается, в каких случаях и к какому объему оказанного НВОС на объекте II категории применяется коэффициент 25 при исчислении платы за НВОС.

Пункт 4.12 [Указаний к заполнению декларации о плате за НВОС]:

  • в столбце 12 Раздела 1 Декларации в строках указывается коэффициент, применяемый для объектов I категории и для объектов II категории к ставке платы за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешительными документами, равный 100 (далее - коэффициент Кпр).

Для лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, а также лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории (получивших до 1 января 2019 года разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, действующие до дня истечения срока действия таких разрешений либо до дня представления декларации НВОС), вместо коэффициента Кпр применяется коэффициент Кср, равный 25 (далее - коэффициент Кср).

При этом, если заглянуть непосредственно в раздел 1 формы декларации и обратить внимание на то, к какому объему оказанного воздействия может быть применен коэффициент из столбца 12, то окажется, что этот коэффициент применяется исключительно к количеству выбросов, осуществленных сверх ВРВ, НДВ, ТН.

Таким образом, даже "технически" спорный коэффициент не применить к массе или объему выбросов в пределах, установленных "классической" разрешительной документацией.

 

Узнать больше об услуге -Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду

21.06.2021
Поделиться
4915
Другие статьи
14.12.2022
Паспорт опасного отхода
Паспорт отходов удостоверяет принадлежность отходов к соответствующему классу опасности. Опасные отходы подразделяются на пять классов опасности, в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.
29.11.2022
Что такое расчет класса опасности отхода?
В данной статье рассмотрим вопросы определения и осуществления расчета класса опасности отходов.
10.11.2022
Что такое проект ЗСО (зон санитарной охраны)?
Источники водоснабжения должны быть защищены от загрязнения и засорения. Для этого выделяются ЗСО.
19.10.2022
Что такое экологическая отчетность?
Экологическая отчетность предприятия — это список соответствующих документов для экологического контроля подотчетных предприятий.
12.10.2022
Зачем нужен проект ПНООЛР?
Методические указания по разработке проекта нормативов ПНООЛР утверждены приказом Минприроды России от 07.12.2020 № 1021. Согласно пункту 15 данного документа нормативы разрабатываются для объектов НВОС II категории.
02.10.2022
Что такое производственный контроль?
Производственный экологический контроль является важной составляющей природоохранной деятельности и регулируется экологическим и санитарно-эпидемиологическим законодательством.
25.07.2022
Зачем нужна лицензия на обращение с отходами?
Лицензию нужно получать тем организациям и ИП, которые осуществляют транспортирование отходов I - IV классов опасности.
13.07.2022
Что такое проект ПДВ?
В статье расскажем, каким предприятиям необходим проект, можно ли его сделать самостоятельно и сэкономить средства или всё-таки лучше заказать у профессионалов.
05.06.2022
Что такое проект ПНООЛР?
В настоящее время законодательство несколько поменялось и можно подумать, что разработка проекта пноолр сейчас не требуется. Однако, это не совсем так.
27.03.2022
Временное накопление отходов
Условия накопления определяются классом опасности отходов и способом их упаковки с учетом агрегатного состояния и надежности тары.
19.03.2022
Разработка паспортов ПГУ
Разработка паспортов ПГУ необходима организациям, эксплуатирующим пылеулавливающее оборудование.
10.03.2022
Зачем нужно экологическое проектирование?
Экологические проекты разрабатываются с целью максимально сохранить природные объекты в первозданном виде и обеспечить благоприятную для проживания человека среду.⠀
04.03.2022
Зачем нужен проект НДС?
С первого сентября 2021 года вступили в силу изменения к приказу Минприроды России от 29.12.2020 г 1118 о методике разработки НДС.
15.02.2022
Постановка на учет объектов НВОС
Государственный учет объектов НВОС осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах НВОС и для осуществления государственного экологического надзора. Для этого существует процедура постановки на учет НВОС.
10.02.2022
Категории объектов НВОС
Чтобы определить состав экологической разрешительной документации, установите категорию объекта НВОС, на котором вы осуществляете деятельность.
28.01.2022
Как рассчитать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение?
Если у вас объект 1 категории нвос и вы ведете деятельность без КЭР, процедура будет отличаться от той, что могла бы быть при наличии разрешения.
19.01.2022
Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду - как определяются и кто сдаёт?
Разбираемся кто сдает формы 2 водхоз для объектов 3 категории,4 лс.
28.09.2021
Кому нужно устанавливать СЗЗ?
Нужно ли устанавливать СЗЗ предприятиям, которые якобы уже это один раз сделали. Разберём на практике.
16.09.2021
Срок проведения ГЭЭ при изменении проектной документации
Если вы вносите изменения в проектную документацию значит обязаны заново пройти процедуру ГЭЭ.
24.08.2021
Проекты СЗЗ теория и практика
Можно ли установить санитарно-защитную зону, если в ее границы попали объекты, земельные участки, не совместимые с "режимом СЗЗ"?
08.08.2021
Паспорт отхода и КХА
В каких случаях наличие протокола анализов КХА отходов является необходимым составляющим для оформления паспорта отходов?
22.07.2021
Продукция или отход?
Чтобы понять, что перед нами - ценное сырье или бесполезный «мусор», природопользователи чаще всего прибегают к помощи федерального классификационного каталога отходов.
15.07.2021
Кто должен проверять предприятие?
Последнее время очень много неопределённости вокруг необходимости перевода региональных объектов НВОС на федеральный уровень и проведения в их отношении экологической проверки предприятия.
11.06.2021
Новые требования к материалам ОВОС
Приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 999, установлены требования к материалам ОВОС. Эти материалы должны быть подготовлены в процессе планирования любой хозяйственной деятельности, а также для объектов ГЭЭ.
24.05.2021
Общие требования к обращению с отходами
Требования при заполнении отчётности в области обращения с отходами, в том числе с ТКО.
10.05.2021
Перечень документов для объектов 3 категории для подачи декларации о плате за НВОС
Какой перечень документов для объектов 3 категории должен быть на предприятии, чтобы подать декларацию о плате за НВОС?
04.05.2021
Новая форма проекта ПДВ
С 01.07.2021 вступает в силу новая Методика разработки и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
20.04.2021
Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398. Что изменилось?
Пару месяцев назад вступили в силу новые Критерии отнесения объектов негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) к объектам I –IV категории.
12.03.2021
Требует ли новый порядок переоформлять старые паспорта отходов?⁣⁣
C первого января этого года вступил в силу новый Порядок паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденный приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1026. ⁣⁣
15.10.2019
Экосбор
После использования товаров или упаковок появились отходы? Что ж, это не только проблема утилизации, но и другие финансовые затраты. Ведь в этом случае придется оплатить экосбор.