02.10.2022

Что такое производственный контроль?

Все статьи

Производственный экологический контроль является важной составляющей природоохранной деятельности и регулируется экологическим и санитарно-эпидемиологическим законодательством. 

Программа производственного контроля экологической политики Российской Федерации требует стабильности законодательства и усиления контроля и надзора.

Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора. 

Реализацию инвестиционного проекта можно разделить на следующие этапы: 

1) принятие решения об экономической целесообразности инвестиционного проекта; 

2) разработка декларации о намерениях; 

3) проведение инженерных изысканий; 

4) оценка воздействия на окружающую среду и разработка проектной документации; 

5) прохождение экспертизы; 

6) строительство и ввод в эксплуатацию; 

7) эксплуатация построенного объекта. 

На первом этапе определяется вид деятельности инвестиционного проекта, экономическая целесообразность, формируется количество участников инвестиционного проекта, определяются сроки реализации, выбирается регион для размещения инвестиционного проекта с учетом стратегических, природных, социальных, экологических и иных условий и особенностей. Возможные экономические, социальные и экологические риски оцениваются в связи с особенностями региона и специфики деятельности инвестиционного проекта. На данном этапе осуществление производственного контроля осуществляется без конкретных требований.

Проводится предпроектная проработка при разработке декларации о намерениях, в которой: 

- определяют варианты местоположения инвестиционного проекта (объекта строительства); 

- выбирают приоритетный вариант; 

- проводят оценку потребности в ресурсах (земельные участки, водные ресурсы, источники электроэнергии, транспортная доступность, доставка топлива, трудовые ресурсы, жилье для персонала и т.д.);

 - собирают материалы от местных органов исполнительной власти о экологических условиях данного региона и санитарно-эпидемиологических условиях, о наличии особо охраняемых природных территорий; 

- обращают внимание на перспективное развитие выбранного региона; 

- оценивают влияние проекта на окружающую среду при эксплуатации, делают прогнозы о количестве загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу, в водные объекты, определяют места выпуска очищенных сточных вод, прогнозируют количество образующихся отходов и способы утилизации, а также места размещения отходов. 

На стадии подготовки декларации о намерениях прогнозируется оценка возможного негативного воздействия на окружающую среду. 

На этапе инженерных изысканий разрабатывают программу, содержащую: 

- краткую природно-хозяйственную характеристику района размещения объекта; 

- данные об экологической оценке района изысканий; 

- сведения о зонах с особой чувствительностью территорий к возможным воздействиям и о наличии особо охраняемых природных территорий; 

- обоснование предполагаемых границ зоны воздействия. 

Оценка современного состояния и прогноза возможных изменений окружающей природной среды под влиянием антропогенной нагрузки для предотвращения и минимизации вредных и нежелательных экологических и связанных с ними социальных, экономических  последствий и сохранения оптимальных условий жизни населения является целью инженерно-экологических изысканий. 

На этапе инженерных изысканий проводится оценка фонового (изначального) состояния окружающей среды, которая далее будет использоваться при подготовке материалов по оценке воздействия на окружающую среду, а также для составления программ производственного экологического контроля при разработке проектной документации. Результаты инженерных изысканий можно будет использовать также в качестве нулевых показателей до начала деятельности и сравнивать с результатами производственного экологического контроля в период строительства и эксплуатации инвестиционного проекта. Такой подход позволит провести оценку, какое негативное воздействие оставляют за собой объекты производственного контроля на окружающую среду. 

На следующем этапе ведется разработка материалов по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) и проектной документации на строительство и эксплуатацию инвестиционного проекта. Целью ОВОС является предотвращение или смягчение воздействия предполагаемой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.

Результатами оценки воздействия на окружающую среду являются: 

- информация о характере и масштабах воздействия объекта строительства на окружающую среду, об альтернативах реализации проекта, об оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, о возможности минимизации воздействий; 

- выявление и учет общественных предпочтений при реализации инвестиционного проекта; 

- решение по определению альтернативных вариантов реализации (место расположения объекта, выбор технологий и др.). 

Необходимо отметить, что на этапе ОВОС требования к производственному контролю отсутствуют.

Проектная документация состоит из раздела с результатами оценки воздействия на окружающую среду и раздела, состоящего из перечня мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и по рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации инвестиционного проекта. На этапе подготовки проектной документации определяется категория объекта, который оказывает негативное воздействие на окружающую среду. 

Обязательным требованием для создания перечня мероприятий по охране окружающей среды является наличие программы производственного экологического контроля за воздействием на компоненты экосистемы при строительстве и эксплуатации инвестиционного проекта, а также при авариях. 

 На этапе разработки проектной документации закладываются планы производственного экологического контроля за негативным воздействием на окружающую среду и основными компонентами окружающей среды, определяются нормативы выбросов, сбросов, объемы накопления и виды отходов, нормативы физического воздействия и т.д. Формируются схемы и точки отбора проб для инструментальных замеров, просчитываются риски возможных аварий, рассматриваются неблагоприятные метеорологические условия, учитывается перспективное развитие инвестиционного проекта. 

Можно сказать, что на этапе подготовки проектной документации закладывается система производственного экологического контроля за качественными и количественными показателями загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, за показателями физического воздействия, за воздействием на растительность и животный мир, за исследованием экзогенных геологических процессов, за изменением состояния почвы и недр, за изменением поверхностных и подземных водных объектов, за состоянием атмосферного воздуха и т.д. Определяются риски для наиболее уязвимых компонентов окружающей среды и наиболее загрязняющие производственные площадки. Разрабатываются мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду в период строительства, в период эксплуатации и в период неблагоприятных метеорологических условий. 

Этап экспертизы обычно проводится в несколько стадий, где количество экспертиз зависит от сложности и опасности инвестиционного проекта. 

Целью внутренней экспертизы является оценка соответствия материалов ОВОС и (или) проектной документации требованиям международных стандартов, законодательства, национальных стандартов, отраслевых регламентов, технических и локальных документов и т.д. Для этого приглашаются узкие специалисты, имеющие опыт в деятельности реализуемого проекта и (или) привлекаются независимые эксперты. На данном этапе проводится оценка целесообразности принятых технологических решений, определение готовности документации к прохождению внешних экспертиз, в том числе оценивается необходимость и возможность проведения производственного экологического контроля. 

Государственная экологическая экспертиза проводится при наличии объектов экологической экспертизы. Целью государственной экологической экспертизы является установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. 

Государственная экспертиза проводится по материалам проектной документации, инженерных изысканий и сметной документации. Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации  предметом государственной экспертизы является оценка соответствия проектной документации, в том числе программы производственного экологического контроля, требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. Положительное заключение государственной экспертизы является обязательным требованием для получения разрешения на строительство.   

К иным видам экспертиз относятся: независимая экспертиза, экспертиза промышленной безопасности, государственная историко-культурная экспертиза, санитарно-эпидемиологическая экспертиза и др. 

Можно сказать, что проведение производственного контроля осуществляется в 2 этапа. Первый этап регламентируется обязательной программой производственного экологического контроля. Второй этап выполняется по программе вспомогательной части, которая формируется из требований проектной документации, требований субъектов Российской Федерации по конкретному региону, требований, предъявляемых внутри самого хозяйствующего субъекта, и иных требований. 

Производственный экологический контроль внутри хозяйствующего субъекта проводится сотрудниками экологической службы/отдела путем организации своевременной разработки природоохранной разрешительной документации и отчетности, участия в выездных проверках производственных площадок, при необходимости с привлечением специализированных лабораторий (организаций) для осуществления инструментальных замеров, с помощью риск-ориентированного подхода определяются наиболее уязвимые площадки в части сильного воздействия на окружающую среду, низкой эффективности очистных сооружений и т.д. По результатам проверки разрабатываются мероприятия по устранению выявленных нарушений и снижению негативного воздействия на окружающую среду. 

Консервация и ликвидация объектов хозяйственной и иной деятельности проводится по проектной документации с соблюдением требований промышленной безопасности и охраны окружающей среды. 

Не следует нарушать правила производственного контроля, а также план-график контроля, так как хозяйствующий субъект может быть привлечен к административной ответственности с наложением штрафа на юридических лиц от 20 тыс. до 100 тыс. руб. Хозяйствующий субъект привлекается к административной ответственности за сокрытие или искажение экологической информации при осуществлении производственного экологического контроля с наложением штрафа на юридических лиц от 20 тыс. до 80 тыс. руб. 

Хозяйствующие субъекты могут привлекаться к административной ответственности за: 

- нарушения требований по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду с наложением штрафа на юридических лиц от 200 тыс. до 350 тыс. руб.; 

- неисполнения обязанности по проведению контроля за состоянием объекта размещения отходов производства и потребления и его воздействием на окружающую среду или по проведению работ по восстановлению (рекультивации или консервации) нарушенных земель после окончания эксплуатации объекта размещения отходов производства и потребления с наложением штрафа на юридических лиц от 70 тыс. до 150 тыс. руб.; 

- нарушения контроля за выбросами вредных веществ в атмосферный воздух, с наложением штрафа на юридических лиц от 10 тыс. до 20 тыс. руб. или административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток. 

Отдельной статьи по административному нарушению организации производственного экологического контроля не существует. 

На основании проведенного анализа можно сказать, что производственный экологический контроль - это целая система мер по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и восстановлению окружающей среды. Данная система выстраивается  самим хозяйствующим субъектом с привлечением собственных и (или) сторонних специалистов/экспертов по организации проведения контроля за соблюдением норм международных стандартов, экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, требований отраслевых регламентов, нормативных и локальных документов, контроля за состоянием окружающей среды близлежащих территорий, за соблюдением нормативов негативного воздействия на окружающую среду, за проведением экологических инженерных изысканий, за разработкой материалов по оценке воздействия на окружающую среду и за разделом по охране окружающей среды в проектной документации, за внедрением автоматизированных систем контроля и программных комплексов по консолидации данных, по организации и проведению оценки рисков возможного негативного воздействия на окружающую среду, с последующей разработкой превентивных мер/мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, с последующим контролем за выполнением разработанных мер и оценкой эффективности принятых мер, направленных на постоянное совершенствование производства и охраны окружающей среды на хозяйствующих субъектах. 

 

Другие статьи
19.10.2022
Что такое экологическая отчетность?
Экологическая отчетность предприятия — это список соответствующих документов для экологического контроля подотчетных предприятий.
12.10.2022
Зачем нужен проект ПНООЛР?
Методические указания по разработке проекта нормативов ПНООЛР утверждены приказом Минприроды России от 07.12.2020 № 1021. Согласно пункту 15 данного документа нормативы разрабатываются для объектов НВОС II категории.
25.07.2022
Зачем нужна лицензия на обращение с отходами?
Лицензию нужно получать тем организациям и ИП, которые осуществляют транспортирование отходов I - IV классов опасности.
13.07.2022
Что такое проект ПДВ?
В статье расскажем, каким предприятиям необходим проект, можно ли его сделать самостоятельно и сэкономить средства или всё-таки лучше заказать у профессионалов.
05.06.2022
Что такое проект ПНООЛР?
В настоящее время законодательство несколько поменялось и можно подумать, что разработка проекта пноолр сейчас не требуется. Однако, это не совсем так.
27.03.2022
Временное накопление отходов
Условия накопления определяются классом опасности отходов и способом их упаковки с учетом агрегатного состояния и надежности тары.
19.03.2022
Разработка паспортов ПГУ
Разработка паспортов ПГУ необходима организациям, эксплуатирующим пылеулавливающее оборудование.
10.03.2022
Зачем нужно экологическое проектирование?
Экологические проекты разрабатываются с целью максимально сохранить природные объекты в первозданном виде и обеспечить благоприятную для проживания человека среду.⠀
04.03.2022
Зачем нужен проект НДС?
С первого сентября 2021 года вступили в силу изменения к приказу Минприроды России от 29.12.2020 г 1118 о методике разработки НДС.
15.02.2022
Постановка на учет объектов НВОС
Государственный учет объектов НВОС осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах НВОС и для осуществления государственного экологического надзора. Для этого существует процедура постановки на учет НВОС.
10.02.2022
Категории объектов НВОС
Чтобы определить состав экологической разрешительной документации, установите категорию объекта НВОС, на котором вы осуществляете деятельность.
28.01.2022
Как рассчитать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение?
Если у вас объект 1 категории нвос и вы ведете деятельность без КЭР, процедура будет отличаться от той, что могла бы быть при наличии разрешения.
19.01.2022
Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду - как определяются и кто сдаёт?
Разбираемся кто сдает формы 2 водхоз для объектов 3 категории,4 лс.
28.09.2021
Кому нужно устанавливать СЗЗ?
Нужно ли устанавливать СЗЗ предприятиям, которые якобы уже это один раз сделали. Разберём на практике.
16.09.2021
Срок проведения ГЭЭ при изменении проектной документации
Если вы вносите изменения в проектную документацию значит обязаны заново пройти процедуру ГЭЭ.
24.08.2021
Проекты СЗЗ теория и практика
Можно ли установить санитарно-защитную зону, если в ее границы попали объекты, земельные участки, не совместимые с "режимом СЗЗ"?
08.08.2021
Паспорт отхода и КХА
В каких случаях наличие протокола анализов КХА отходов является необходимым составляющим для оформления паспорта отходов?
22.07.2021
Продукция или отход?
Чтобы понять, что перед нами - ценное сырье или бесполезный «мусор», природопользователи чаще всего прибегают к помощи федерального классификационного каталога отходов.
15.07.2021
Кто должен проверять предприятие?
Последнее время очень много неопределённости вокруг необходимости перевода региональных объектов НВОС на федеральный уровень и проведения в их отношении экологической проверки предприятия.
21.06.2021
Новые правила исчисления платы НВОС
Применение повышающих коэффициентов при использовании порядка исчисления платы за НВОС имеет свои сложности. Это в основном связано с частой сменой нормативных документов.
11.06.2021
Новые требования к материалам ОВОС
Приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 999, установлены требования к материалам ОВОС. Эти материалы должны быть подготовлены в процессе планирования любой хозяйственной деятельности, а также для объектов ГЭЭ.
24.05.2021
Общие требования к обращению с отходами
Требования при заполнении отчётности в области обращения с отходами, в том числе с ТКО.
10.05.2021
Перечень документов для объектов 3 категории для подачи декларации о плате за НВОС
Какой перечень документов для объектов 3 категории должен быть на предприятии, чтобы подать декларацию о плате за НВОС?
04.05.2021
Новая форма проекта ПДВ
С 01.07.2021 вступает в силу новая Методика разработки и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
20.04.2021
Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398. Что изменилось?
Пару месяцев назад вступили в силу новые Критерии отнесения объектов негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) к объектам I –IV категории.
12.03.2021
Требует ли новый порядок переоформлять старые паспорта отходов?⁣⁣
C первого января этого года вступил в силу новый Порядок паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденный приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1026. ⁣⁣
15.10.2019
Экосбор
После использования товаров или упаковок появились отходы? Что ж, это не только проблема утилизации, но и другие финансовые затраты. Ведь в этом случае придется оплатить экосбор.
25.12.2016
Новая система обращения с ТКО: светлое будущее или путь в никуда?
На основании Федерального закона №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ было введено новое понятие «твердые коммунальные отходы».
30.10.2014
Новые правила разработки и согласования нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей
19.10.2014 вступил в силу Административный регламент Росводресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ..
01.02.2014
Предоставление статистической отчетности по форме №2-тп (водхоз)
В соответствии с федеральным планом статистических работ, утверждённым Распоряжением Правительства РФ от 06.05.2008 N 671-р, Росводресурсы определены в качестве субъекта официального статистического учета, ответственного за сбор, обработку и предоставление в Росстат информации об использовании…