Что такое экологическая отчетность и её актуальная версия 2022.
Экологическая отчетность предприятия — это список соответствующих документов для экологического контроля подотчетных предприятий. Данный сбор информации помогает проанализировать воздействие конкретной компании или предпринимателя на окружающую среду.
Каждый год экологическое законодательство меняется. Чтобы избежать штрафов и проверок надзорных органов природопользователям необходимо быть в курсе текущих изменений. Как именно изменилась в нынешнем году экологическая отчетность предприятия рассмотрим в данной статье. Отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов для объектов III категории
Теперь отчетность, которая ранее разрабатывалась для малого и среднего бизнеса (МСП) не актуальна. Всех действующих природопользователей разделили на категории по признаку степени негативного воздействия на окружающую среду (НВОС). На данный момент сдача экологической отчётности производится в уполномоченный Правительством федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов похожую отчетность сдают только объекты III категории. Cсогласно статье 18 Федерального закона № 89 нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (НООЛР) разрабатываются теперь для объектов I и II категории.
- I категория – в составе КЭР,
- II категория – в составе декларации о воздействии на окружающую среду (ДОВОС),
А для IV категории разработка НООЛР и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются. Однако отдельная форма отчетности для предприятий III категории так и не была установлена. Утвержденная Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 старая форма отменена с 1 января 2021 года, при этом в конце 2019 года вышла поправка в закон. Она гласит о том, что сдача экологической отчетности предоставляется в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (ПЭК) в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.
Технический отчет по обращению с отходами в 2022 году и подтверждение НООЛР.
Совсем недавно технический отчет по отходам нужно было сдавать всем предприятиям. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение рассчитываются теперь только для объектов I и II категорий. НООЛР устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения для объектов ОНВ I категории
Для объектов II категории, которые не будут каждые 7 лет получать КЭР, представляется декларация о воздействии на окружающую среду, но отдельно НООЛР не утверждаются для них. Закон предоставляет для этих объектов большой переходный период.
Для объектов I и II категорий старая разрешительная документация, действующая до 1 января 2019 года, будет актуальна до конца срока действия таких разрешений, (либо до дня получения КЭР или представления ДОВОС). И существует отсрочка для I категории по получению КЭР. В период отсрочки можно разрабатывать НООЛР, как раньше, и получать «лимиты» на отходы. Для II категории нужно подавать ДОВОС тогда, когда закончится по сроку хотя бы одно из старых разрешений. Предприятиям III категории необходимо подать отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета по ПЭК. Для IV категории ПНООЛР больше не действуют.
Важная новость, которую нельзя не указать в этой теме: Приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» отменен с 1 января 2021 года. Теперь действует новый порядок, утвержденный Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1029 «Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение». НООЛР утверждаются для объектов I категории в составе КЭР, и для объектов II категории, у которых есть возможность получить КЭР на 7 лет. Нормативы на отходы тоже могут проливаться, если комплексное экологическое разрешение продляется. Для объектов I категории с отсрочкой КЭР нормативы образования отходов и лимитов на их размещение могут оформляться, как раньше, документ будет действовать 5 лет.
С этого года технический отчет теряет свою актуальность для всех категорий объектов. Этот вывод можно сделать Исходя из анализа всех отмененных и новых нормативно - правовых актов. Технический отчет упоминается в Административном регламенте Росприроднадзора, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 № 437. Но регламент ссылается на Методические указания, утвержденные Приказом Минприроды № 50, который уже не действует. Теперь методика расчета НООЛР представлена в Приказе Минприроды России от 07.12.2020 № 1021 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение». В данном приказе тоже нет ничего про технические отчеты. Для разъяснения этого вопроса вышло письмо Минприроды России от 05.03.2021 № 25-50/2702-ОГ «О переоформлении документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
Экологическая отчетность, сроки. Декларация о плате за НВОС
Требования экологической отчетности:
В рамках экологической отчетности 2022 данная декларация, форма и порядок ее подачи не изменились. Срок подачи декларации о плате за НВОС – 10 марта, а срок внесения платы – до 1 марта.
IV категории плату за НВОС вносить не нужно. Раньше стоял вопрос о необходимости платить за НВОС тем, кто не имел категории. Согласно постановлению Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» устанавливается:
- объекты строительства распределяются по категориям (в зависимости от сроков строительства они могут быть III или IV категорий),
- объекты, которые ранее не подходили по критериям ни в одну из категорий, могут быть отнесены к III категории.
Теперь не существует понятия объект без категории. Раньше данные объекты должны были вносить плату, так как не относились ни к одной категории. В нынешнее время они должны будут платить, так как относятся к третьей.
С 2020 года для объектов I и II категории за нарушение нормативов НДВ, ВСВ, НДС, ВСС плата взимается в 25-кратном и 100-кратном размере. Объекты II категории, подавшие ДОВОС, платят за указанные в ней объемы и массы выбросов и сбросов. Но в случае превышения по сравнению с указанными в ДОВОС, оплата будет в 25-кратном и 100-кратном размере.
Для объектов III категории плата за НВОС в случае своевременной сдачи взимается без повышающих коэффициентов. Согласно Приказу Росприроднадзора № 334, зачет сумм излишне уплаченной платы производится по тем видам НВОС. А также по кодам ОКТМО, по которым исчислялась и вносилась плата. Зачет осуществляется Росприроднадзором по месту нахождения объектов ОНВ.
Экологическая отчетность предприятия 2022: Отчет по программе ПЭК
Для каждого объекта ОНВ, относящихся с I по III категориям должна быть разработана программа ПЭК. Форма для разработки можно найти в Приказе Минприроды России от 28.02.2018 № 74. В программу ПЭК входит контроль:
- за выбросами в атмосферный воздух,
- за сбросами в водные объекты,
- за деятельностью по обращению с отходами.
Гораздо большего количества природопользователей коснулось изменение, вводящее в отчет несколько таблиц по обращению с отходами. Ранее в отчете вообще не предоставлялась информация о движении отходов. После этого был закрыт вопрос о «замене» старой отчетности для малого и среднего предпринимательства. Сейчас эта отчетность неактуальна. На данный момент III категория может отчитаться по обращению с отходами в рамках отчетности ПЭК. В октябре 2018 года появились методические рекомендации по заполнению отчета по программе ПЭК, которые помогают разобраться в заполнении таблицы отчета, чтобы соответствовать стандартам экологической отчетности 2022 года.
Сроки сдачи экологической отчетности в 2022.
Компании и ИП с объектами I–III категории, а также те, кто образует и вывозит отходы, которые не относятся к твердым бытовым, должны предоставить отчет по итогам года до 10 марта.
Компании и ИП со стационарными объектами, которые загрязняют атмосферу. (включая котельные), предоставляют отчет по итогам года до 24 января.
До 1 февраля должны предоставить отчеты по итогам года компании и ИП, которые ведут бизнес в области обращения с отходами производства и потребления, операторы по обращению с ТКО, включая региональных. А также компании и ИП, которые добывают полезные ископаемые и размещают отходы.
Компании и ИП с объектами I, II, III категории подают отчет об организации и результатах производственного экологического контроля (ПЭК) по итогам года до 24 марта.
До 1 апреля отчет по итогам года подают производители и импортеры товаров и упаковки, которую необходимо утилизировать и операторы отходов.
Компании и ИП с объектами II категории подают декларацию о воздействии на окружающую среду на следующий день после того, как закончился срок действия ранее полученной разрешительной документации. Делать это нужно раз в 7 лет, если на объекте ничего не меняется.
Подытожив, хочется отметить, что изменения 2022 года в экологическом законодательстве упрощают работу многим предприятиям и отменяют устарелые рекомендации. Поэтому соблюдать закон и своевременно отчитываться становится комфортнее и легче объектам разных категорий.
Требования экологической отчетности – тот пункт ответственности природопользователей, который не следует игнорировать во избежание финансовых санкций.
За несвоевременную сдачу или несдачу экологической отчетности по нормативам утилизации, декларации по утилизации штраф составит:
- для должностных лиц – от 3000 до 6000 рублей;
- для ИП -от 50000 до 70000 рублей;
- для организации - от 70000 до 150000 рублей.
А за сдачу неполной или недостоверной экологической отчетности по нормативам утилизации, декларации по утилизации:
- для должностных лиц – от 3000 до 6000 рублей;
- для ИП - в двойном размере экологического сбора по каждой группе товаров, но не менее 100000 рублей;
- для организации -в двойном размере экологического сбора по каждой группе товаров, но не меньше 250000 рублей.