19.10.2022

Что такое экологическая отчетность?

Все статьи

Что такое экологическая отчетность и её актуальная версия 2022.

Экологическая отчетность предприятия — это список соответствующих документов для экологического контроля подотчетных предприятий. Данный сбор информации помогает проанализировать воздействие конкретной компании или предпринимателя на окружающую среду.

Каждый год экологическое законодательство меняется. Чтобы избежать штрафов и проверок надзорных органов природопользователям необходимо быть в курсе текущих изменений. Как именно изменилась в нынешнем году экологическая отчетность предприятия рассмотрим в данной статье. Отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов для объектов III категории

Теперь отчетность, которая ранее разрабатывалась для малого и среднего бизнеса (МСП) не актуальна. Всех действующих природопользователей разделили на категории по признаку степени негативного воздействия на окружающую среду (НВОС). На данный момент сдача экологической отчётности производится в уполномоченный Правительством федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов похожую отчетность сдают только объекты III категории. Cсогласно статье 18 Федерального закона № 89 нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (НООЛР) разрабатываются теперь для объектов I и II категории.

  • I категория – в составе КЭР,
  • II категория – в составе декларации о воздействии на окружающую среду (ДОВОС),

А для IV категории разработка НООЛР и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются. Однако отдельная форма отчетности для предприятий III категории так и не была установлена. Утвержденная Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 старая форма отменена с 1 января 2021 года, при этом в конце 2019 года вышла поправка в закон. Она гласит о том, что сдача экологической отчетности предоставляется в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (ПЭК) в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.

Технический отчет по обращению с отходами в 2022 году и подтверждение НООЛР.

Совсем недавно технический отчет по отходам нужно было сдавать всем предприятиям. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение рассчитываются теперь только для объектов I и II категорий. НООЛР устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения для объектов ОНВ I категории

Для объектов II категории, которые не будут каждые 7 лет получать КЭР, представляется декларация о воздействии на окружающую среду, но отдельно НООЛР не утверждаются для них. Закон предоставляет для этих объектов большой переходный период.

Для объектов I и II категорий старая разрешительная документация, действующая до 1 января 2019 года, будет актуальна до конца срока действия таких разрешений, (либо до дня получения КЭР или представления ДОВОС). И существует отсрочка для I категории по получению КЭР. В период отсрочки можно разрабатывать НООЛР, как раньше, и получать «лимиты» на отходы. Для II категории нужно подавать ДОВОС тогда, когда закончится по сроку хотя бы одно из старых разрешений. Предприятиям III категории необходимо подать отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета по ПЭК. Для IV категории ПНООЛР больше не действуют. 

Важная новость, которую нельзя не указать в этой теме: Приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» отменен с 1 января 2021 года. Теперь действует новый порядок, утвержденный Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1029 «Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение». НООЛР утверждаются для объектов I категории в составе КЭР, и для объектов II категории, у которых есть возможность получить КЭР на 7 лет. Нормативы на отходы тоже могут проливаться, если комплексное экологическое разрешение продляется. Для объектов I категории с отсрочкой КЭР нормативы образования отходов и лимитов на их размещение могут оформляться, как раньше, документ будет действовать 5 лет.

С этого года технический отчет теряет свою актуальность для всех категорий объектов. Этот вывод можно сделать Исходя из анализа всех отмененных и новых нормативно - правовых актов. Технический отчет упоминается в Административном регламенте Росприроднадзора, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 № 437. Но регламент ссылается на Методические указания, утвержденные Приказом Минприроды № 50, который уже не действует. Теперь методика расчета НООЛР представлена в Приказе Минприроды России от 07.12.2020 № 1021 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение». В данном приказе тоже нет ничего про технические отчеты. Для разъяснения этого вопроса вышло письмо Минприроды России от 05.03.2021 № 25-50/2702-ОГ «О переоформлении документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

Экологическая отчетность, сроки. Декларация о плате за НВОС

Требования экологической отчетности:

В рамках экологической отчетности 2022 данная декларация, форма и порядок ее подачи не изменились. Срок подачи декларации о плате за НВОС – 10 марта, а срок внесения платы – до 1 марта.

IV категории плату за НВОС вносить не нужно. Раньше стоял вопрос о необходимости платить за НВОС тем, кто не имел категории. Согласно постановлению Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» устанавливается:

  • объекты строительства распределяются по категориям (в зависимости от сроков строительства они могут быть III или IV категорий),
  • объекты, которые ранее не подходили по критериям ни в одну из категорий, могут быть отнесены к III категории.

Теперь не существует понятия объект без категории. Раньше данные объекты должны были вносить плату, так как не относились ни к одной категории. В нынешнее время они должны будут платить, так как относятся к третьей.

С 2020 года для объектов I и II категории за нарушение нормативов НДВ, ВСВ, НДС, ВСС плата взимается в 25-кратном и 100-кратном размере. Объекты II категории, подавшие ДОВОС, платят за указанные в ней объемы и массы выбросов и сбросов. Но в случае превышения по сравнению с указанными в ДОВОС, оплата будет в 25-кратном и 100-кратном размере.

Для объектов III категории плата за НВОС в случае своевременной сдачи взимается без повышающих коэффициентов. Согласно Приказу Росприроднадзора № 334, зачет сумм излишне уплаченной платы производится по тем видам НВОС. А также по кодам ОКТМО, по которым исчислялась и вносилась плата. Зачет осуществляется Росприроднадзором по месту нахождения объектов ОНВ.

Экологическая отчетность предприятия 2022: Отчет по программе ПЭК

Для каждого объекта ОНВ, относящихся с I по III категориям должна быть разработана программа ПЭК. Форма для разработки можно найти в Приказе Минприроды России от 28.02.2018 № 74. В программу ПЭК входит контроль:

  • за выбросами в атмосферный воздух,
  • за сбросами в водные объекты,
  • за деятельностью по обращению с отходами.

Гораздо большего количества природопользователей коснулось изменение, вводящее в отчет несколько таблиц по обращению с отходами. Ранее в отчете вообще не предоставлялась информация о движении отходов. После этого был закрыт вопрос о «замене» старой отчетности для малого и среднего предпринимательства. Сейчас эта отчетность неактуальна. На данный момент III категория может отчитаться по обращению с отходами в рамках отчетности ПЭК. В октябре 2018 года появились методические рекомендации по заполнению отчета по программе ПЭК, которые помогают разобраться в заполнении таблицы отчета, чтобы соответствовать стандартам экологической отчетности 2022 года.

Сроки сдачи экологической отчетности в 2022.

Компании и ИП с объектами I–III категории, а также те, кто образует и вывозит отходы, которые не относятся к твердым бытовым, должны предоставить отчет по итогам года до 10 марта.

Компании и ИП со стационарными объектами, которые загрязняют атмосферу. (включая котельные), предоставляют отчет по итогам года до 24 января.

До 1 февраля должны предоставить отчеты по итогам года компании и ИП, которые ведут бизнес в области обращения с отходами производства и потребления, операторы по обращению с ТКО, включая региональных. А также компании и ИП, которые добывают полезные ископаемые и размещают отходы.

Компании и ИП с объектами I, II, III категории подают отчет об организации и результатах производственного экологического контроля (ПЭК) по итогам года до 24 марта.

До 1 апреля отчет по итогам года подают производители и импортеры товаров и упаковки, которую необходимо утилизировать и операторы отходов.

Компании и ИП с объектами II категории подают декларацию о воздействии на окружающую среду на следующий день после того, как закончился срок действия ранее полученной разрешительной документации. Делать это нужно раз в 7 лет, если на объекте ничего не меняется.

Подытожив, хочется отметить, что изменения 2022 года в экологическом законодательстве упрощают работу многим предприятиям и отменяют устарелые рекомендации. Поэтому соблюдать закон и своевременно отчитываться становится комфортнее и легче объектам разных категорий.

Требования экологической отчетности – тот пункт ответственности природопользователей, который не следует игнорировать во избежание финансовых санкций.

За несвоевременную сдачу или несдачу экологической отчетности по нормативам утилизации, декларации по утилизации штраф составит:

  • для должностных лиц – от 3000 до 6000 рублей;
  • для ИП -от 50000 до 70000 рублей;
  • для организации - от 70000 до 150000 рублей.

А за сдачу неполной или недостоверной экологической отчетности по нормативам утилизации, декларации по утилизации:

  • для должностных лиц – от 3000 до 6000 рублей;
  • для ИП - в двойном размере экологического сбора по каждой группе товаров, но не менее 100000 рублей;
  • для организации -в двойном размере экологического сбора по каждой группе товаров, но не меньше 250000 рублей.
19.10.2022
Поделиться
114
Другие статьи
12.10.2022
Зачем нужен проект ПНООЛР?
Методические указания по разработке проекта нормативов ПНООЛР утверждены приказом Минприроды России от 07.12.2020 № 1021. Согласно пункту 15 данного документа нормативы разрабатываются для объектов НВОС II категории.
02.10.2022
Что такое производственный контроль?
Производственный экологический контроль является важной составляющей природоохранной деятельности и регулируется экологическим и санитарно-эпидемиологическим законодательством.
25.07.2022
Зачем нужна лицензия на обращение с отходами?
Лицензию нужно получать тем организациям и ИП, которые осуществляют транспортирование отходов I - IV классов опасности.
13.07.2022
Что такое проект ПДВ?
В статье расскажем, каким предприятиям необходим проект, можно ли его сделать самостоятельно и сэкономить средства или всё-таки лучше заказать у профессионалов.
05.06.2022
Что такое проект ПНООЛР?
В настоящее время законодательство несколько поменялось и можно подумать, что разработка проекта пноолр сейчас не требуется. Однако, это не совсем так.
27.03.2022
Временное накопление отходов
Условия накопления определяются классом опасности отходов и способом их упаковки с учетом агрегатного состояния и надежности тары.
19.03.2022
Разработка паспортов ПГУ
Разработка паспортов ПГУ необходима организациям, эксплуатирующим пылеулавливающее оборудование.
10.03.2022
Зачем нужно экологическое проектирование?
Экологические проекты разрабатываются с целью максимально сохранить природные объекты в первозданном виде и обеспечить благоприятную для проживания человека среду.⠀
04.03.2022
Зачем нужен проект НДС?
С первого сентября 2021 года вступили в силу изменения к приказу Минприроды России от 29.12.2020 г 1118 о методике разработки НДС.
15.02.2022
Постановка на учет объектов НВОС
Государственный учет объектов НВОС осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах НВОС и для осуществления государственного экологического надзора. Для этого существует процедура постановки на учет НВОС.
10.02.2022
Категории объектов НВОС
Чтобы определить состав экологической разрешительной документации, установите категорию объекта НВОС, на котором вы осуществляете деятельность.
28.01.2022
Как рассчитать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение?
Если у вас объект 1 категории нвос и вы ведете деятельность без КЭР, процедура будет отличаться от той, что могла бы быть при наличии разрешения.
19.01.2022
Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду - как определяются и кто сдаёт?
Разбираемся кто сдает формы 2 водхоз для объектов 3 категории,4 лс.
28.09.2021
Кому нужно устанавливать СЗЗ?
Нужно ли устанавливать СЗЗ предприятиям, которые якобы уже это один раз сделали. Разберём на практике.
16.09.2021
Срок проведения ГЭЭ при изменении проектной документации
Если вы вносите изменения в проектную документацию значит обязаны заново пройти процедуру ГЭЭ.
24.08.2021
Проекты СЗЗ теория и практика
Можно ли установить санитарно-защитную зону, если в ее границы попали объекты, земельные участки, не совместимые с "режимом СЗЗ"?
08.08.2021
Паспорт отхода и КХА
В каких случаях наличие протокола анализов КХА отходов является необходимым составляющим для оформления паспорта отходов?
22.07.2021
Продукция или отход?
Чтобы понять, что перед нами - ценное сырье или бесполезный «мусор», природопользователи чаще всего прибегают к помощи федерального классификационного каталога отходов.
15.07.2021
Кто должен проверять предприятие?
Последнее время очень много неопределённости вокруг необходимости перевода региональных объектов НВОС на федеральный уровень и проведения в их отношении экологической проверки предприятия.
21.06.2021
Новые правила исчисления платы НВОС
Применение повышающих коэффициентов при использовании порядка исчисления платы за НВОС имеет свои сложности. Это в основном связано с частой сменой нормативных документов.
11.06.2021
Новые требования к материалам ОВОС
Приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 999, установлены требования к материалам ОВОС. Эти материалы должны быть подготовлены в процессе планирования любой хозяйственной деятельности, а также для объектов ГЭЭ.
24.05.2021
Общие требования к обращению с отходами
Требования при заполнении отчётности в области обращения с отходами, в том числе с ТКО.
10.05.2021
Перечень документов для объектов 3 категории для подачи декларации о плате за НВОС
Какой перечень документов для объектов 3 категории должен быть на предприятии, чтобы подать декларацию о плате за НВОС?
04.05.2021
Новая форма проекта ПДВ
С 01.07.2021 вступает в силу новая Методика разработки и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
20.04.2021
Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398. Что изменилось?
Пару месяцев назад вступили в силу новые Критерии отнесения объектов негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) к объектам I –IV категории.
12.03.2021
Требует ли новый порядок переоформлять старые паспорта отходов?⁣⁣
C первого января этого года вступил в силу новый Порядок паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденный приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1026. ⁣⁣
15.10.2019
Экосбор
После использования товаров или упаковок появились отходы? Что ж, это не только проблема утилизации, но и другие финансовые затраты. Ведь в этом случае придется оплатить экосбор.
25.12.2016
Новая система обращения с ТКО: светлое будущее или путь в никуда?
На основании Федерального закона №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ было введено новое понятие «твердые коммунальные отходы».
30.10.2014
Новые правила разработки и согласования нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей
19.10.2014 вступил в силу Административный регламент Росводресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ..
01.02.2014
Предоставление статистической отчетности по форме №2-тп (водхоз)
В соответствии с федеральным планом статистических работ, утверждённым Распоряжением Правительства РФ от 06.05.2008 N 671-р, Росводресурсы определены в качестве субъекта официального статистического учета, ответственного за сбор, обработку и предоставление в Росстат информации об использовании…